О компании Продукция
Подвесные модули МУПТВ и МГПП
Огнетушащий Спрей
Огнетушитель
Противопожарная ампула
МГП / АУП
СГП
МУП
Система подмеса
Пожарный извещатель
Датчики дыма
МГП ZETA
Bontel Pro Проекты Медиа Обслуживание Контакты Интернет магазин +7 (499) 322 2112 Поиск
EN ru KZ
+7 (499) 322 2112
Проектирование Монтаж Обслуживание

Как сделать декларацию пожарной безопасности

28 марта 2022 года

Декларация пожарной безопасности (ДПБ) как документ появилась одновременно с 123-ФЗ в 2008 году. Как и любой новый документ, этот вызвал много споров о том, как его надо правильно заполнять и кто отвечает за проверку информации.

Как сделать декларацию пожарной безопасности

Второй момент решили в 2009 году, но вопросов меньше не стало.

Декларация пожарной безопасности напрямую связана со всеми остальными требованиями надзорных органов — они указаны в ГОСТ, СП, СНиП. Эти регламенты тоже постоянно меняются, а значит, ДПБ, оформленная по всем правилам, уже через месяц может потерять свою актуальность.

Как все начиналось? Потребность в декларации возникла, когда МЧС исключили из организаций, контролирующих безопасность градостроительных объектов. То есть, МЧС по-прежнему проверяло ТЦ, частные парковки, но не могло проверить, например, здание, которое строила администрация города. Любой новопостроенный объект надо вносить в реестр. Если раньше сведения в него поступали от контролирующего органа, то в 2007 году данные для учета объектов взять было негде. Теоретически функцию передачи данных можно было возложить на Росреестр или Строительный надзор, но вместо этого ввели обязательную декларацию пожарной безопасности.

Чем ДПБ помогает МЧС? В документе есть все базовые сведения об объекте:

  • адрес;

  • ФИО и контакты собственника;

  • состояние и спецификация здания.

Эти сведения вносят в реестр, чтобы планировать периодичность проверок.

Кому нужна декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности — это своеобразное заявление собственника объекта о том, что его здание безопасное. То есть владелец должен оценить, соответствуют ли те меры, которые он принял, нормативам пожарного риска. Это относится не только к средствам пожаротушения и сигнализации, но и к материалам постройки, устройству воздуховодов, типу вентиляции, размещению пожарных выходов. Проще говоря, нужно взять технический регламент соответствующей категории здания, ГОСТ, СП и посмотреть, все ли совпадает с указанными там значениям.

Собственник должен убедиться, что люди и имущество на объекте в безопасности. Изначально в ДПБ должен был быть список нормативов, но в итоге от такой концепции отказались, так как декларация связана со множеством других официальных документов, и этот список никогда не был бы актуальным.

Кому еще нужна ДПБ?

Сведения использует МЧС, когда планирует очередную проверку или назначает внеплановую. То есть за ввод в эксплуатацию новопостроенных зданий определенной категории МЧС не отвечает, а за их регулярные проверки — отвечает. Не получив заполненную декларацию пожарной безопасности, сотрудники службы даже не будут знать, что такой объект существует.

Что будет, если не оформлять ДПБ?

Несмотря на то, что за оформлением декларации пожарной безопасности никто не следит, лучше ее заполнить и отправить в контролирующий орган. Если выяснится, что документ не отправили, будет штраф:

  • юрлицам — 150-200 тысяч рублей;

  • физлицам — 1000-1500 рублей;

  • ИП — 6000-15000 рублей.

Кому не надо оформлять ДПБ

Не надо оформлять документ на следующие категории зданий:

  • жилые дома выше трех этажей;

  • личные гаражи;

  • частные дома для одной семьи (не выше трех этажей);

  • пристройки;

  • блочные многоквартирные дома (тоже не выше трех этажей);

  • производственные здания не более 15 м и не выше двух этажей.

Важно, чтобы на эти объекты не расходовались бюджетные средства. Например, если частный дом строился на деньги физлица, а потом, например, после урагана его чинили на государственную субсидию — ДПБ придется составлять. Несмотря на то, что назначение объекта не поменялось. То же с многоквартирными домами. Пока на них тратились средства строительной компании, документ не нужен. Если капитальную реконструкцию дома сделает государство (муниципальный орган) — потребуется декларация.

Оформлять ДПБ обязательно нужно, если:

  • идет добровольное страхование ответственности;

  • делается оценка пожарного риска.

При этом первый пункт не выполняется почти никогда. Например, если вы страхуете дом или квартиру — по закону, надо оформить и отправить контролирующему органу декларацию. На практике это никто не делает, потому что рядовые граждане даже не задумываются о том, что такая бумага в принципе нужна.

Требования к декларации пожарной безопасности

Конкретный требований к декларации пожарной безопасности не существует. Точнее, есть множество документов, которые описывают нормативы для разных категорий объектов, а специалист должен оценить, подходит ли здание под нормативы. Это очень сложная работа, потому что надо знать все актуальные изменения в ГОСТ и СП. Если в процессе работы что-то изменится, весь документ придется переписывать.

Составлять бумагу можно на отдельные сооружения и строения или на весь объект целиком. Например, если у вас завод, построенный на государственные деньги, надо будет составлять соответствие нормативам каждого цеха, гаража и пристройки. Или делать один документ на весь объект и включать в него сведения о пристройках, цехах и гаражах. Специалисты БОНТЕЛ рекомендуют оформлять ДПБ на каждое строение в отдельности — правила по их безопасности могут различаться.

Срок действия декларации пожарной безопасности

Документ бессрочный — действует до первых изменений в самом здании или в нормативных документах. То есть если вы чинили перекрытия, меняли окна — надо составлять новую ДПБ. Если в ГОСТ внесли какие-либо изменения — снова нужно все переписывать. Если в ваше здании была стоматология, а потом вы решили открыть кафе — тоже придется заполнять все заново.

Соблюдать эти правила очень тяжело, особенно если вы не работаете в Пожарном надзоре и не в курсе последних изменений нормативов. Многие владельцы объектов, строительные, проектные организации нарушают сроки предоставления новых сведений не по злому умыслу, а потому, что просто не знали, что правила поменялись. А штрафы за это серьезные. Именно поэтому стоит доверить управление пожарной безопасностью объекта аккредитованный компаниям.

Как заполнить декларацию пожарной безопасности

Если объект на стадии проектирования, разрабатывать и заполнять документ может застройщик, но должен — аккредитованный в МЧС специалист. То есть, если у застройщика есть лицензия МЧС, то имеются и полномочия для составления документа. Нет лицензии — нет полномочий (а право при этом есть).

Для всех построенных объектов выполнять такую работу может только специалист от аккредитованной организации. По закону, такое право есть и у собственника здания, но подводные камни такие же, как и в случае со строящимся объектом.

Куда отправлять документ

ДПБ отправляют разным контролирующим органам. Нет единого центра контроля таких документов, поэтому перед отправкой надо позвонить в Пожарный надзор и назвать адрес объекта. Например, в воинский ГПН отправляют документы по зданиям, относящимся к ЗАТО. В территориальный ГПН — для одного федерального округа, а в центральный — для двух. Но лучше позвонить и уточнить или обратиться к профессионалам.

Если вы хотите получить подробную консультацию или заказать оформление декларации пожарной безопасности, обратитесь к специалистам ГК БОНТЕЛ.

Вернуться к списку статей
up